Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Читы
Образовательная программа
на 2021-2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Образовательная программа – это нормативный документ, определяющий цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Программа школы показывает, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель организации обучения, воспитания и развития школьников. Какие педагогические технологии и формы обучения применяются в работе с учащимися, как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности, как повышается мотивация образовательной деятельности школьников.
Образовательная программа школы учитывает потребности обучаемых, их родителей, общественности, социума.
Образовательная программа школы строится на основе:
- Важнейших положений Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ «Об образовании»;
- Типового положения об общеобразовательном учреждении;
- Устава школы;
- Лицензии образовательного учреждения
Цели образовательной программы:
Целью образовательной программы является обеспечение качества образования выпускника школы в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов, формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих социально-профессиональную адаптацию в современных социально-экономических условиях.
Принципы реализации образовательной программы:
1. Принцип личностно ориентированного подхода (раскрытие в каждом ученике творческого потенциала, развитие его склонностей и потребностей для реализации их в избранной профессиональной деятельности).
2. Принцип системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся (позволяет строить образовательный процесс в форме диалога, повышает уровень самостоятельности школьников).
3. Принцип программно-целевого подхода (единая система планирования, своевременное внесение корректив в планы).
4. Здоровьесберегающий принцип (создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья школьников).
5. Принцип вариативности (свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг)
6. Принцип демократизации (в управлении школой, во взаимоотношениях учительского и ученического коллективов)
2. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении.
Школа располагается в типовом здании, построенном в 1974 году. Количество кабинетов в школе – 52, в том числе кабинет основ информатики и вычислительной техники. В школе имеется:
• мастерская по обработке дерева и металла;
• мастерская обслуживающего труда;
• спортивный зал, спортивная площадка;
• столовая на 140 мест;
• медицинский и прививочный кабинет;
• кабинет социальной службы;
• актовый зал;
• библиотека.
2.1 Режим работы учреждения.
Обучение в МБОУ «СОШ № 22» г.Читы проводится в две смены.
Режим работы: шестидневная учебная неделя в 2-11 классах,
пятидневная учебная неделя в 1 классах.
Во второй половине дня (с 13-00) организовано дополнительное обучение.
2.2. Контингент образовательного учреждения.
На начало 2021-2022 учебного года в школе обучается 1615 человек: 54 комплект – класса, из них начальное звено – 24 класса (751 обучающихся), среднее звено –5- 9 классов -24 класса (727 учащихся), старшее звено-10-11 классов-5 классов (137 человек).
МБОУ «СОШ №22» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией (Серия 75ЛО2 № 0001109 , выданной Министерством образования и науки Забайкальского края от 27 декабря 2016 года на срок действия ,бессрочно) на право ведения образовательных программ :
1. Начальное общее образование;
2. Основное общее образование;
3. Среднее (полное) общее образование.
Первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года)
Задачами начального общего образования является воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементарного теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
Задачами основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития склонностей, интересов и способностей обучающихся к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Третья ступень- Среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года);
Это период самоопределения, реализации сформированной учебной деятельности, осознания образования как средства постижения мира, профессионального определения. Основная задача педагога – поддержка самоопределения, самообразования.
4. Моделирование образовательной деятельности. Модель выпускника школы.
В «Стратегии модернизации образования» подчеркивается, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций (способностей) в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Определяя модель выпускника, мы считаем главным достижение школьниками следующих образовательных результатов:
в сфере самостоятельной познавательной деятельности:
-усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации;
в сфере гражданско-общественной деятельности:
-выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
в сфере социально-трудовой деятельности:
-умение анализировать ситуацию на рынке труда;
-умение оценивать собственные профессиональные возможности;
-умение ориентироваться в этике трудовых взаимоотношений;
-развитие навыков самоорганизации;
в бытовой сфере:
-способность и готовность вести здоровый образ жизни;
в сфере культурно – досуговой деятельности:
- умение выбирать способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Показатели сформированности компетенций (качества личности):
духовность, гуманистическая направленность, толерантность;
мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;
коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
креативность, созидательность и конструктивность мышления;
обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся обществе.
На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей можно выделить основные компетенции, которые должны быть сформированы в ходе образовательного процесса.
На первой ступени - начальная школа:
желание и умение учиться;
умение строить отношения между учащимися, учителями и учащимися;
приобретение опыта общения и сотрудничества;
мотивирование интереса к знаниям и самопознанию, первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение, и прочной базисной общеобразовательной подготовки школьников, введения специальных общеразвивающих программ путем включения в школьный компонент таких учебных предметов, как: информатика, риторика, наглядная геометрия
На второй ступени – основная школа:
сформированность познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков;
мотивация необходимости общей образовательной подготовки, нужной для продолжения образования на 3 ступени;
самовыражение обучающихся в разных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
На третьей ступени-старшая школа:
сформированность познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков;
мотивация необходимости образовательной подготовки, нужной для продолжения образования в ВУЗе и других образовательных учреждениях для получения профессии;
самовыражение обучающихся в разных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
Модель выпускника школы состоит из качественной характеристики личности, включающей ценностные ориентации, социальные и интеллектуальные умения.
Ценностная ориентация:
-активная жизненная позиция;
- ценностное отношение к Родине;
-уважение человеческого достоинства;
-нравственные принципы.
Социальные умения:
-быть способным к принятию самостоятельных решений;
- уметь вносить коррективы в свое собственное поведение;
-отстаивать свои интересы;
- прилагать усилия к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Интеллектуальные умения:
- критическое мышление;
-целостное представление об окружающем мире;
- креативность;
-ассоциативность мышления;
-умение работать с информацией, делать объективные и взвешенные выводы.
5.Содержание и организация образовательного процесса
5.1..Учебный план МБОУ «СОШ №22» г.Читы и его обоснование.
Учебный план МБОУ «СОШ №22» г.Читы на 2021 – 2022 учебный год призван обеспечить реализацию целей образования, которые определены Законом РФ «Об образовании».
При формировании школьного учебного плана 2021-2022 учебный год с целью повышения качества образования, сохранения единого образовательного пространства города, совершенствования образовательного процесса, учета региональных особенностей и традиций в МБОУ «СОШ №22»г.Читы руководствовались следующими документами:
1. приказом МО РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312;
2. приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края от 29.08.2011 г №711 и дополнений к нему №469 от 19 .03.2012г
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся на всех ступенях обучения соответствует действующим:
- санитарно-эпидимиологическим правилам и нормативам к условиям и организации обучения в ОУ от 03.03.2011 г № 1993;
-ФГОС НОО от 06.10.2009г №17785.
Школьный учебный план (ШУП) является нормативным документом для МБОУ «СОШ № 22» на 2021-2022 учебный год. В школьном учебном плане (УП) определен состав образовательных областей, распределено учебное время, отводимое на изучение различных учебных предметов по инвариантному и вариативному компонентам. ШУП устанавливает максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 5 и 6-дневной продолжительности учебной недели. Часы вариативной части (школьного компонента) ШУП используются для введения новых предметов и элективных курсов (не входящих в инвариантную часть ОБУП), для поддержки реализации Федерального государственного образовательного стандарта по предметам, регионального компонента образования.
ШУП для каждой ступени образования состоит из трёх взаимосвязанных частей: федеральный компонент, региональный и школьный.
Инвариантная часть ШУП обеспечивает государственный образовательный стандарт общего образования, сохраняет единое образовательное пространство, обеспечивает готовность обучающихся использовать полученные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач и возможности дальнейшего продолжения обучения.