Безопасность детей использующих Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций.

Знаете ли вы, чем занимается ваш ребенок, выходя в Интернет? 

70% родителей не интересуются, чем занимается их ребенок во всемирной сети, при том, что только около 10% школьников используют Интернет преимущественно для учебы. Блоги, социальные сети, программы обмена сообщениями, хранилища видео и музыки — все это широко используется подрастающим поколением, и при этом, несомненно, может содержать угрозы для их безопасности. Также не надо забывать, что опасность для ребенка могут представлять и другие достижения прогресса — телевидение и связь.

Все угрозы, которые ребенок может встретить выходя в большой мир электронных коммуникаций и масс-медиа можно условно разделить на 6 групп:

  • нежелательное содержимое;
  • вредоносные программы;
  • опасные контакты и обмен содержимым эротического характера
  • интернет-хулиганство;
  • интернет-зависимость, телемания и мобиломания;
  • мошенничество;

Нежелательное содержимое

Нежелательное содержимое это неподходящие для данного возраста визуальные и звуковые материалы. К ним можно отнести: насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику; информацию, разжигающую расовую ненависть; пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ. Причем столкнуться с такими материалами ребенок может не только в сети Интернет, но и в более обыденных СМИ — журналах, газетах и телевидении.
  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода; 
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены; 
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
  • Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
  • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
 Предупреждение мошенничества:
  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества http://ru.wikibooks.org/wiki/Мошенничество_в_интернете и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  • Поговорите с ребенком об опасности отправки СМС на короткие номера (номера с длиной меньше обычной);
  • Установите на свои компьютеры антивирус или брандмауэр. Это сократит риск кражи конфиденциальных данных;
  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:

Опасные контакты и обмен содержимым эротического характера

Общение в интернете, из-за своей специфики, несет довольно опасные угрозы. Анонимность позволяет злоумышленнику более просто втираться в доверие к ребенку. Если раньше злодею нужно было долго налаживать отношение с семьей и ребенком, дабы не вызвать подозрений, теперь ему достаточно выставить себя как ровесника ребенка и его друга, чтобы быстро завоевать его доверие.

Предупреждение опасного общения:

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

Интернет-зависимость, телемания и мобиломания

Научно-технический прогресс принесший нам многие возможности, также добавил и новые опасности. В октябре 2012 года интернет-зависимость была признана международным комитетом психическим заболеванием.
 Предупреждение зависимостей:
  • Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, 
    что его беспокоит и так далее.
  • Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом (телевизором, телефоном), но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может использовать, запрет до выполнения домашних уроков и прочее). В случае Интернет-зависимости можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
  • Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
  • Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
  • В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.

Если все таки ребенок столкнулся с угрозой

  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
  • Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
  • Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
  • Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
  • Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
  • Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и др.)

Список используемых ресурсов

  1. Компьютер-Информ: http://www.ci.ru/inform08_08/p_15.htm, http://www.ci.ru/inform09_08/p_15.htm
  2. Справочник по детской безопасности в Интернете: http://www.google.ru/intl/ru/goodtoknow/familysafety/advice/
  3. Центр безопасного интернета в России: http://www.saferunet.ru/
  4. Фонд развития Интернет: http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/
  5. ШколаЖизни.Ру, познавательный журнал: http://shkolazhizni.ru
  6. Википедия, свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org
Викиучебник, открытые книги для открытого мира: http://ru.wikibooks.org