Информация для родителей 4-х  классов

Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашей встречи «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

В качестве эпиграфа к нашей встречи считаю уместными слова Ушинского «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

В соответствии с основным документом, регулирующим деятельность учебного заведения национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» выпускник школы должен быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире и должен уметь влиться в быстро развивающееся общество. А воспитать успешного современного человека в условиях существующего уклада школы не получается.

Современному человеку не требуется знать все обо всем, а уметь найти  в короткие сроки нужную информацию из различных источников. Соответственно ценится не тот, кто много знает, а тот, кто компетентен в своей области.

Базовыми компетентностями современного человека являются:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  •  коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

На сегодняшний день мы констатируем тот факт, что выпускники российских школ с традиционной методикой преподавания обладают огромным багажом знаний, умений и навыков, но не могут их применить на практике, да и подчас не знают, что с этими знаниями делать.

 

Проблемы российского образования заключаются в том, что российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально - и личностно - значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

Таким образом, главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки РФ №1897 от 17 декабря 2010 года.

В целях успешной реализации введения ФГОС основного общего образования в городском округе «Город Чита» приказом Комитета образования № 439 от 14 августа 2012 г. «О введении ФГОС основного общего образования» утвержден график введения ФГОС основного общего образования в образовательных учреждениях города.

На основании графика введения ФГОС ООО с  1 сентября 2015 года обучающиеся 5-х классов МБОУ СОШ №22 переходят на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования.

Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования (СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Чем отличается новый стандарт от предыдущих? Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную основную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);

метапредметных (универсальные учебные действия);

предметных (система основных знаний).

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видео работы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

  1. Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования.

 

Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

В МБОУ СОШ №22  51 учитель: 11 - высшей категории, 20 – первой, 9 –второй, 11 – без категории. Прошли курсовую подготовку по вопросам введения ФГОС 93% членов коллектива, 5% запланированы на 1 и 2 полугодия  2014-2015 учебного года, 2% обучаются в ВУЗах (в КПК не нуждаются).

Введение СТАНДАРТА во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде.

С введением новых ФГОС только начинается серьезное использование метапредметного подхода в образовательном процессе. Задача метапредметности - убрать лишнее напряжение между учеником и учителем. Метапредметность подразумевает приобретение навыков самостоятельной работы, связь полученных на уроке знаний с реальной жизнью.

Основной принцип новых стандартов – индивидуализация образования. В новом стандарте образования закреплено, что 70% от общего объема учебной программы изучается школьником в обязательном порядке, а 30% – это право выбора предмета учащимися, их родителями и школой. Этот принцип обязательно будет реализовываться в образовательных программах нашей школы.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков.

 

Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом. Кроме того система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода, который позволяет отслеживать развитие обучающегося в динамике с целью выстраивания индивидуальных траекторий развития.

Именно поэтому в стандарт, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеурочной деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, основы формально-логического мышления, рефлексии.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. Будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

 

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Важно помнить, что учащиеся при переходе в 5 класс попадают в период адаптации. Здесь необходима ваша поддержка и внимание уважаемые родители. Ведь задача начальной школы «учить ученика учиться» в основной школе преобразовывается в новую задачу «учить ученика учиться в общении».

На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Что нового в учебной программе ФГОС принесет пятиклассникам? В программу 5 класса вводится обществознание. Раньше изучение этого предмета начиналось в 6 классе. Далее – из программы пятиклассников удален предмет «природоведение» и вводится биология и география (раньше их начинали изучать в 6 классе). Произошло некоторое перераспределение часов межу русским языком и литературой: раньше русский язык изучали 6 часов в неделю, а литературу – 2 часа (всего 8 часов). По новому стандарту: русский язык – 5 часов, литература – 3 часа, т.е. те же 8 часов в неделю. В остальном программа в этом году 5 класса не претерпела изменений.

В соответствии с новым стандартом в каждой школе должна быть организована внеурочная деятельность. В нашей школе мы делаем акцент на развитие двигательной активности ребят - это  различные спортивные секции и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся - это ШНОУ(школьное научное общество.) Все это, естественно, бесплатно. Учебные занятия в основной школе осуществляются в 1 смену и дети с удовольствием после учебных занятий могут заниматься кружках, клубах, секциях.

 

Во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные занятия учителя с детьми, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

Планирование занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей), с учетом здоровьесберегающих технологий. Мы очень заботимся о здоровье наших учеников. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

В течение апреля учителя-предметники составляют программы по всем предметам базисного учебного плана и изучают УМК. Не позднее начала мая учителя будущих 5 классов доведут до Вашего сведения списки требуемых пособий, рабочих тетрадей по предметам, чтобы Вы могли их своевременно приобрести. Учебники по всем предметам приобретать не нужно, они в школьной библиотеке имеются в достаточном количестве.

В 3 и 4 четвертях  запланированы мероприятия по преемственности, включающие в себя взаимопосещения уроков, контрольные срезы, знакомство с учащимися и другие.

Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

Введение ФГОС нередко вызывает беспокойство родителей: измениться ли что-то в доступном бесплатном школьном образовании? Отвечаю, что если прочесть ФГОС, то каждому станет понятно, что все разговоры о ликвидации бесплатного образования – полная ерунда. Новый стандарт никоим образом не посягает на доступность бесплатного среднего образования.

В трехстороннем договоре определяются также обязанности и права родителей обучающихся. Родители обучающегося обязаны:

  • обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы;
  • обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий;
  • выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих её деятельность;
  • посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы;
  • извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях.

Закончить собрание я хотела бы словами народного учителя А. А. Захаренко «Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей».

 

 

 

Администрация школы